ГИПЕРБОРЕЙСКИЙ ЛИКБЕЗ
Некогда
существовала большая земля, расположенная на материке в районе
нынешнего Северного полюса и Северного Ледовитого океана - прародина
единого человечества, одного языка, праматерь Культуры. Спасаясь от
всемирного катаклизма, уцелевшие её обитатели расселились по различным
материкам и островам Земли, образовав различные народы и языки... В
ранних редакциях мифов всех народов, в том числе и древнегреческих, об
этой стране говорилось как о стране «Золотого Века человечества», как о
«Райской Земле». Одну из колоний выходцев с этой Единой страны эллины
называли Гиперборей, то есть «расположенную за северным ветром Бореем.
От Гипербореи до наших дней мало что могло в
принципе сохраниться. В древности всё строительство было деревянным.
Одежда - перьевой и меховой. Похоронный обряд - сжигание. Как сейчас в
Индии. Что сейчас осталось от Махатмы Ганди, Неру и Индиры Ганди? Так и
тогда. Осталась только память - мифологическая, ландшафтная,
материальная: лабиринты, петроглифы, знаки… Давайте схематически проследим развитие человечества от Единого Целого до разных стран, рас, народов, и т.д.
Произошел
геофизический катаклизм, известный под емким словом «потоп». Причина
его носила космический характер. Или что-то произошло в Солнечной
системе, или в Галактике… Мифы свидетельствуют, что на небе зажглись
семь солнц. Может быть Солнечная система влетела в какое-то звездное
скопление… Впрочем, существуют десятки объяснений. И все они достаточно
убедительны. Например, Ломоносов считал: сместилась земная ось,
Эйнштейн - что был возможен «кувырок» из-за роста полярных ледяных
«шапок». Возможно, мимо Земли пролетело какое-то горячее тело, потому
что все мифы описывают пожары и кипение моря. Так сибирские народы
описывают потоп. У хантов и у манси, и у нивхов сахалинских, у нанайцев
на Амуре есть похожие мифы о потопе. И все они обязательно связаны с
каким-то огнем. Потом наступило похолодание - глобальное изменение
климата - гибель почти всего живого. Объяснений много, но факт налицо.
Был такой катаклизм.
В результате ПраГиперборея распалась. Часть ее
погрузилась на дно океана. Остался архипелаг, потом острова. Академик
Алексей Федорович Трешников считает, что еще 10000 лет назад хребты
Ломоносова и Менделеева возвышались над поверхностью Ледовитого океана.
И льдов не было, и море было теплым. Везде находят следы жизни людей -
и в Ленинградской области, и в Якутии, и на Новой Земле… И в
генетической памяти перелетных птиц заложено: раз за разом они
возвращаются на родину предков. Что произошло с людьми? Единая этнолингвистическая общность распалась.
Что касается китайцев, индейцев, они ушли раньше. Но
тем не менее что-то общее с остальными потомками гиперборейцев у них
осталось - и в языке, и в культуре. Затем началось расчленение
индоевропейской общности. По мере того, как расходились составляющие ее
народы, стали возникать собственные языки, культура, обычаи. Все это
поддается объяснению. Мы знаем, что в Дагестане два соседних аула не
понимают друг друга, хотя ясно, что они имеют общие корни и общий язык.
Настолько все быстро меняется. Но, если взять последствия последнего катаклизма,
возникла группа индийская и иранская. Возник блок, связывающий
современные германские, тюркские и славянские народы. Блок, связанный с
будущими эллинами. Каждый из них ждала своя судьба. Они начали
мигрировать с севера на юг. Причем миграция занимала долгие годы, когда
и могла произойти культурная деградация.
Мы знаем, что индоиранцы составляли единую общность
с едиными богами, а потом стали непримиримыми врагами, что видно по их
мифологии. Потому что иранские боги - это демоны для индийцев, и
наоборот - индийские боги - деви стали дэвами, страшными, кровожадными
оборотнями для иранцев. Так вот, в III тысячелетии до н.э. индийцы
появились в Индостане, а иранцы - в Иранском нагорье. То есть с Х
тысячелетия по III век они где-то мигрировали. Постепенно. Были
перевалочные пункты. Одним из них, я считаю, стал Аркаим - перевалочный
пункт миграции индоевропейцев с севера на юг. Там они закрепились на
тысячу лет. Потом с востока пришли в движение тюрки, сожгли город,
уничтожили.
Возьмем Средиземноморье. Египтяне появились там 3,5
тысячи лет до новой эры. А пришли они туда с полярным календарем. С
таким же полярным календарем пришли 2500 тысячи лет до н. э. на
Средиземное море этруски (у египтян было пять «темных дня» в году, у
этрусков - целых два месяца). Затем там появились эллины - 2000 лет до
н.э. - тоже с полярным календарем в 350 солнечных дней (по этим цифрам,
кстати, нетрудно рассчитать, где обитали прапредки этих народов, когда
создавался их полярный календарь). Причем, пришли деградированными
полностью. Вспомните богатство Одиссея: козы да посуда. Да поэзия и
философия, заимствованная на Востоке. О чем, кстати, не любят говорить.
Поэтому «гиперборейское» III тысячелетие до нашей эры мы можем
считать началом истории в осознанном ее понимании. И эта история
непосредственным образом связана с Севером».
Один
из крупнейших представителей сравнительного языкознания и сравнительной
мифологии Макс Мюллер (1823 - 1900) не без оснований полагал, что в
период, предшествовавший образованию современных этносов, каждое слово
в первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя - образом,
каждое существительное - определенным лицом и каждый предлог -
маленькой драмой. По этой причине многие языческие Боги - индийские,
иранские, греческие, германские, славянские и прочие - не что иное, как
результат персонификации поэтических обозначений (имен), неожиданных
даже для тех, кто их придумал. Интересно взглянуть под данным углом
зрения на скупые сведения древних историков, связанные с преданиями о
Гиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и других древних
книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о гиперборейцах,
поскольку это вообще не автохтонные наименования. Дословно этноним
гиперборейцы означает "те, кто живет за Бореем (Северным ветром)", или
просто - "те, кто живет на Севере". В древнерусской географии также
было принято разделение мира по ветрам, и территория современной России
обозначалась соответственно по направлению северного ветра.
"Благословил есть праотец наш Ной, - сказано в "Мазуринском летописце",
- прадеда нашего Иафета частию земли западного всего и северного и
полунощного ветров".
О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни
подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду отсутствия
достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя и четко помещает их
на крайнем Севере на берегах "последнего моря", опасается домысливать
что-либо к известным ему фактам, связанным с регулярным принесением
даров в храм Аполлона на острове Делос посланцами гиперборейцев.
Напротив, другой гигант античности Плиний Старший пишет о
гиперборейцах, как о реальном древнем народе, живущем у Полярного
круга, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, а
также с культурой и религией всего античного мира - через культ
Аполлона. Плиний
Старший - один из самых беспристрастных ученых - старался излагать
только бесспорные факты, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Вот
что дословно сообщал он в "Естественной истории" (IV, 26): "За
этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона [Северный ветер -
синоним Борея. - В.Д.], счастливый народ (если можно этому верить),
который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и
прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и
крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода,
и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы
несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там
восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят
только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным
климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей
являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем
обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там
только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений
старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Это - самый
счастливый род погребения... Нельзя сомневаться в существовании этого
народа" [подчеркнуто мной. - В.Д.]
Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной
истории" нетрудно составить ясное представление о Гиперборее. Первое -
и это самое главное, - она размещалась там, где Солнце может не
заходить по нескольку месяцев. Другими словами, речь может идти только
о приполярных областях, тех, что в русском фольклоре именовались
Подсолнечным царством. Другое важное обстоятельство: климат на Севере
Евразии во времена расцвета Гипербореи был совсем другим. Новейшие
комплексные исследования, проведенные на севере Шотландии по
международной программе, показали, что 4 тысячи лет назад (это - стык
III и II тысячелетий до новой эры) климат на данной широте был сравним
с нынешним климатом Средиземноморья. Еще ранее российскими
океанографами и палеонтологами было установлено, что в XXX - XVI
тысячелетии до н.э. климат Арктики был достаточно мягким, а Северный
Ледовитый океан был теплым, несмотря на присутствие ледников на
континенте. Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам пришли
американские и канадские ученые. По их мнению, во время Висконсинского
оледенения в центре Северного Ледовитого океана существовала зона
умеренного климата, благоприятная для такой флоры и фауны, которые не
могли существовать на приполярных и заполярных территориях Северной
Америки. Косвенным свидетельством в пользу существования в
северных широтах древней высокоразвитой цивилизации могут служить
находящиеся повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические
памятники. При зарождении археологии как науки им придавалось
исключительно важное значение в понимании далекого прошлого
человечества. Так, в северной Шотландии, на Шетландских и Оркнейских
островах хорошо известны развалины могучих доисторических
башен-крепостей, воздвигнутых задолго до римских и тем более норманских
завоеваний. Функционально этибашни больше всего напоминают такие же
каменные сооружения на Северном Кавказе. А то, что расположены они на
самой северной оконечности Британских островов и сориентированы на
отражение возможной атаки с Севера, невольно наводит на мысль на их
сопряженность с Прародиной цивилизации - Гипербореей. Остатки подобных
сооружений обнаружены и на Кольском полуострове. Несомненно
также, что в те далекие времена эллины были близки гиперборейцам и по
обычаям и по языку - об этом прямо пишет Диодор Сицилийский (П, 47).
Судя по всему, два родственных народа жили когда-то вместе в северных
широтах. Затем некоторые обстоятельства (о них речь пойдет
ниже)заставили предков эллинов мигрировать на стыке II и I тысячелетий
до н.э., вытесняя и поглощая таких же пришлых (но примерно на
тысячелетие раньше) завоевателей - создателей эгейской и минойской
культуры, строителей величественных каменных сооружений и лабиринтов.
Трудно, разумеется, если придерживаться научного подхода, и далее
детализировать сведения по той стране, которая уже во времена Геродота
была объектом легенд. Но именно научный подход и позволяет найти
некоторые зацепки и провести ряд аналогий. Так, известна карта Герхарда
Меркатора (1512 - 1594) - одного из самых известных картографов всех
времен, опиравшегося на какие-то древние знания, на которой Гиперборея
изображена как огромный арктический материк, окружающий Северный полюс
и с высокой горой (Меру?) посередине. С другой стороны, древние авторы
и, в частности, Страбон в своей знаменитой "Географии", пишут об
окраинной северной территории, полярной оконечности Земли, именуемой
Туле (Тула). Туле как раз и занимает то место, где по расчетам должны
быть Гиперборея или Арктида (точнее Туле - одна из оконечностей
Арктиды). У Страбона, который опирался на недошедшие до нас
тексты предшественников, нет каких-либо подробностей относительно Туле,
кроме того, что он (остров) расположен в шести днях плавания на север
от Британии и что море там и вся окружающая среда студнеобразные,
напоминают тело одной из разновидностей медуз, по-древнегречески
называемой "морское легкое". Если точно следовать тексту Страбона, то в
использованном им, но впоследствии утраченном описании плавания Пифея
(он, собственно, и посетил таинственную землю, где летом солнце не
садится за горизонт по нескольку месяцев и столько же продолжается
зимняя ночь), приводимые подробности поддаются лишь гипотетической
расшифровке. В окрестностях Туле "нет более воздуха, а некое вещество,
сгустившееся из всех этих элементов, похожее на морское легкое; в нем,
говорит Пифей, висят земля, море и все элементы, и это вещество
является как бы связью целого: по нему невозможно ни пройти, ни
проплыть на корабле". По эзотерическому преданию, столицей легендарной
страны Туле был Город Солнца - Гелиополь. Именно с тех пор священное
название, превращенное в своего рода символ, начало свое победное
шествие по всему миру. Сам топоним греческого происхождения, но он
калькирует исконно-автохтонные названия. Одна из религиозных столиц
Древнего Египта известна под названием Гелиополя. Развалины таких же
"гелиополев" - городов-святилищ Солнца разбросаны по всему
американскому континенту - от Мексики и Гватемалы до Боливии и Перу.
Впоследствии имя Города Солнца как символ достойной и счастливой жизни
перекочевал в тайные учения и утопические доктрины - наиболее известной
из них явилась знаменитая книга Томмазо Кампанеллы. Если других фактов не сохранилось, а материальные
памятники либо не распознаны, либо скрыты под арктическим льдом, -
остается прибегнуть к испытанному средству - реконструкции смысла. Ибо
язык как хранитель мысли и знаний исчезнувших поколений такой же
надежный памятник, как каменные мегалиты - дольмены, менгиры и
кромлехи. Нужно только научиться читать скрытый в них смысл. Калькой
древнего арктического материка Туле (Тула) является название старинного
русского города Тула. Конечно, вряд ли русский город Тула имеет прямое
отношение (по принадлежности) к древней Гиперборее (Туле). Однако
налицо, если так можно выразиться, довольно очевидное, хотя и косвенное
свидетельство: народ, связанный с Гипербореей (Туле), возможно, пришел
или был вынужден бежать из легендарной страны, народ, в чьем языке
слово "тула" означало нечто скрытое и заветное - он-то и дал
наименование тому месту, где впоследствии возник современный город Тула
(дословно - "потаенное место"). Именно
такой смысл имеет, согласно Словарю Владимира Даля, понятие "тула". Это
- "скрытое, недоступное место" - "затулье", "притулье" ("тулить" -
укрывать, скрывать, прятать и т.п.). Есть и другие русские слова с этим
корнем: "туло, туловище" - тело без головы, рук и ног; "туло" - колчан
в виде трубки, где хранятся стрелы (отсюда - "втулка"). Производными от
той же корневой основы в русском языке являются слова: "тыл" - затылок
и вообще - задняя часть чего-либо, "тло" - основание, дно (в
современном языке сохранилось устойчивое словосочетание "до тла");
"тлеть" - гнить или чуть заметно гореть и т.д. Как видим, имя города Тула имеет богатейшее
смысловое содержание. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное
распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча - в Румынии,
Тульчин - на Украине, Тулымский камень (хребет) - на Северном Урале,
река в Мурманской области - Тулома, озеро в Карелии - Тулос. И так
далее - вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии -
тулу. На американском континенте также известен город Тула - древняя
столица доколумбова государства тольтеков (на территории современной
Мексики), просуществовавшая до 12 века н.э. Предположение о лексической
и смысловой сопряженности этнонима тольтеков и названия их главного
города с легендарной приполярной территории Туле было высказано еще
Рене Геноном в его знаменитом эссе "Атлантида и Гиперборея".
Тольтекская Тула с ее реставрированными памятниками (включая знаменитую
пирамиду Кецалькоатля) - один из известнейших
архитектурно-археологических комплексов Нового Света. Однако в данном
случае нас интересует этимология тольтекского названия города: восходит
ли оно к запредельно-древним временам, когда прапредки индейских племен
вычленились из общей этнолингвистической массы и начали свое
миграционное шествие по американскому континенту, покинув общую
прародину всех народов мира (предположительно не ранее 40 тысяч лет до
н.э.); принадлежит ли оно исчезнувшему народу, прибывшему с одного из
погибших гипотетических материков или архипелагов Атлантиды или
Арктиды; 3) является ли автохтонным - с учетом того, что сама культура
тольтеков была кратковременной (в пределах трех столетий) и
сравнительно поздней. Но если даже остановиться на последнем возможном
объяснении, - нельзя отрицать, что сами тольтеки возникли не на пустом
месте и не вдруг - у них были предки и прапредки, в словарном запасе
которых непременно были слова с корневой основой "тул[а]", лежащей,
кстати, в фундаменте самого этнонима "тольтеки". Кроме того, на месте
разрушенной столицы государства тольтеков ранее существовал легендарный
город индейцев науа - Толлан (или Тольян), чье название созвучно
лексеме "тул". И эту цепочку поколений, тянущуюся вглубь веков,
опять-таки можно проследить до 40-го тысячелетия до н.э., то есть до
начала распада единой этнолингвистической общности всех народов и
языков мира. Несмотря на скудные сведения историков, античный
мир располагал обширными представлениями и немаловажными подробностями
о жизни и нравах гиперборейцев. Солнцебог Аполлон Гиперборейский -
покровитель муз - вдохновил многих поэтов и писателей, дабы воспели они
своих северных прапредков. И все потому, что корни давних и тесных
связей с гиперборейцами уходят в древнейшую общность праиндоевропейской
цивилизации, естественным образом связанную и с Полярным кругом, и с
"краем земли" - северной береговой линией Евразии и древней материковой
и островной культурой. Именно
здесь, как пишет Эсхил: "на краю земли", "в безлюдной пустыне диких
скифов" - по приказу Зевса был прикован к скале непокорный Прометей,
который, вопреки запрету, подарил людям огонь, открыл тайну движения
звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию
под парусами. Но край, где томился терзаемый драконоподобным коршуном
Прометей, покуда его не освободил Геракл, - не всегда был столь
безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда сюда, на край
Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый герой древности - Персей,
чтобы сразиться с Горгоной Медусой, завладеть ее несущей смерть
головой. За то и был он прозван "Гиперборейским", о чем в подробностях
поведал Пиндар - величайший эпический поэт Эллады: Но ни вплавь, ни впешь
Никто не вымерил дивного пути
К сходу гипербореев -
Лишь Персей,
Водитель народа,
Переступил порог их пиров,
Там стожертвенным приношением Богу закалывались ослы,
Там длящимся весельям и хвалебным словам
Радуется Аполлон,
И смеется на ослиную встающую спесь.
Не чуждается их нрава и Муза:
Хоры дев, звуки лир, свисты флейт
Мчатся повсюду,
Золотыми лаврами сплетены их волосы,
И благодушен их пир.
Ни болезни, ни губящая старость
Не вмешиваются в святой их род.
Без мук, без битв
Живут они, избежавшие
Давящей правды Немезиды.
Смелостью дыша,
Это в их счастливые сборища
Шагнул, предводимый Афиною,
Сын Данаи.
Он убил Горгону,
Он принес островитянам
Ту голову, пеструю змеиною гривой,
Каменную смерть.
И дивному вера есть, коль вершитель - Бог.
|
Не иначе - картина "золотого века": равные
олимпийским Богам гиперборейцы не знают ни нужды, ни войн, ни
внутренней вражды, ни болезней, ни смерти. Гиперборея - воистину родина
Богов, героев и всего человечества. О том же свидетельствует и
вышеприведенный отрывок из Плиния Старшего. Вопрос о подвигах и
приключениях Персея интересен не только своей географической
привязанностью к гиперборейцам, но и заглубленностью в те пласты
древнего мировоззрения, когда действовала совершенно иная по сравнению
с классической система мифологических ориентиров. Персей отправился на
"край земли", в царство гиперборейцев как на прародину и самих эллинов,
и Олимпийских Богов. Там, на Крайнем Севере, обитали потомки титанов
первого поколения Богов, названных в 37-м Орфическом гимне "истоком и
началом всего, что смерти подвластно", но побежденных все же
Олимпийцами в жестокой борьбе. Там, видимо, и произошла Титаномахия -
битва Богов и Титанов - ближайших потомков одной и той же матери
Земли-Геи и одного и того же отца Неба-Урана. В действительности же
Титаномахия отразила в мифологической форме распад праэтноса и
столкновение двух тотемных структур - старой и новой, одна из которых,
возможно, потерпев, поражение, вынуждена была мигрировать на Юг,
оставив, однако, потомкам выгодную для себя версию происходивших
событий. Не вдаваясь в перипетии древней войны (ее точные
подробности все равно не известны), отметим, что титаны и их окружение
были изничтожены дважды: первый раз - физически, второй раз - морально.
На них была наложена Каинова печать сатанинского племени, им были
приписаны все мыслимые и немыслимые грехи. Так, впрочем, было всегда,
когда одна религия приходила на смену другой: прежние кумиры в прямом
смысле уничтожались, на былые верования накладывалось табу, а все, что
с ними было связано, извращалось и изгаживалось. Именно так произошло
при распаде индоиранской общности. Первоначально у древних индийцев и
иранцев были общие Боги. После разделения религий и культур одни и те
же Боги стали восприниматься с противоположными знаками народами,
перешедшими во враждебные отношения друг к другу. В индоиранской
мифологии существовало разделение мира демонов и Богов на дэвов и
асуров. Но если в индийской традиции деви - синоним Божества, то в
иранской интерпретации (а в дальнейшем и у других народов, оказавшихся
в орбите персидской культуры) дэвы - злобные, кровожадные оборотни,
главные враги рода людского. Примерно тот же смысл вкладывают индийцы в
понятие асуров; зато у древних иранцев ахуры - божественные существа,
боровшиеся за упорядочение мира и общества против сил хаоса, зла и
тьмы, а Ахурамазда - верховное Божество зороастрийского пантеона. По
такой же примерно схеме развивались события при cтановлении олимпийской
мифологии. Среди эллинов были распространены три концепции сотворения
мира: 1) пеласгийская 2) орфическая, обе развивавшие общеиндоарийские
представления о космическом яйце как первоколыбели Богов и людей, и 3)
олимпийская, превратившаяся в официозную религию и идеологию после
вторжения эллинов на Балканы. По олимпийской традиции первоначально существовало
четыре поколения Божеств. Второе и третье поочередно свергали своих
предшественников. Согласно Гесиоду, прародителями всего живого
считались Гея-Земля и Уран-Небо. От их брака народились чудовища -
сторукие великаны гекатонхейры, одноглазые циклопы, а также титаны и
титаниды. Титаны во главе с Кроном (Хроносом) восстали против отца
Урана, свергли его после оскопления и стали править миром. Но не вечно.
От брака Крона - владыки мира - с сестрой-титанидой Реей родилось
пятеро детей. Дабы не допустить своего свержения, отец тотчас же их
проглатывал, пока очередь не дошла до последнего - Зевса. Мать-Рея
подменила ребенка камнем, а сына надежно спрятала и вырастила.
Возмужав, Зевс освободил из утробы отца своих братьев и сестер и вместе
с ними объявил десятилетнюю войну всем титанам. Победа досталась Зевсу,
титаны во главе с Кроном были низвергнуты, а миром стал править Зевс и
его соратники: братья Посейдон и Плутон, сестра Деметра и супруга Гера.
В дальнейшем в число Олимпийских Богов были включены дети Зевса от
разных жен: Гефест, Гермес, Аполлон, Артемида, Афина, Арес, Дионис,
Афродита. Относительно происхожденя последней имеется иная, более
древняя версия: Афродита - не дочь, а, скорее, тетка Зевса. Она
появилась на свет еще до рождения будущего владыки Олимпа: плоть
оскопленного Урана упала в море, образовав пену, из нее-то и возникла
Пенорожденная Богиня. Спрашивается: какое отношение все это имеет к
русскому мировоззрению? А вот какое: подавляющее большинство упомянутых
событий, описанных в классической Теогонии, происходило не на Балканах
- территории древней и современной Греции, а в местах расселения той
части индоевропейской этнической общности, которая впоследствии
непосредственно разделилась на прапредков эллинов и прапредков славян.
Находился этот этнический котел народов в северных широтах Евразии, то
есть главным образом на территориях современной России, именуемых в
древности Гипербореей. Греки и русские - народы, близкие по
генетическим корням и духовному мироощущению; неспроста впоследствии
они вновь духовно объединились в православии. Вообще же вопрос о титанах достаточно запутан и
относится к числу "темных". Расхождения по поводу их генезиса
существовали уже между Гомером и Гесиодом. По Гесиоду, как уже
отмечалось, отец двенадцати титанов и титанид - это Уран-Небо, а мать -
Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и дети первого поколения,
например, Прометей - сын Япета (Иапета) и Климены. У Гомера титаны -
дети не Урана и Геи, а Океана и Тефиды - родоначальников всего
живущего. (Между прочим, то, что наименование "титаны" образовано от
имени матери - Тефиды (Титии), свидетельствует о матриархальности
отношений, доминировавших во времена их владычества. Напротив, с
воцарением Олимпийцев утвердились отношения патриархальные.) Аполлодор
в "Мифологической библиотеке" придерживается версии Гесиода.
Впоследствии их точка зрения и была канонизирована, хотя уже многие
античные авторы - и в их числе знаменитый философ Гераклит Эфесский -
выражали глубокие сомнения в компетенции Гесиода. Это подтверждают и
некоторые, как принято выражаться, независимые источники. Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных
книг, некогда обширных мифологических источников древнейшего
происхождения. Первоначально Кумская Сивилла принесла последнему царю
Древнего Рима Тарквинию Гордому девять священных книг, и уже тогда
шесть из них были сожжены.Оставшиеся не раз переписывались,
сокращались, пока их окончательно не уничтожили варвары после захвата
Рима. Тем не менее некоторые отрывки уцелели, среди них - касающиеся
происхождения титанов. Иногда утверждают: перед нами не подлинник, а
позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнет заслуга нередко
безымянных авторов, сумевших донести до нас голос подлинника, в том или
ином виде бывшего у кого-то перед глазами. Ценность первоначальных
свидетельств не снижается, оттого что они передаются от поколения к
поколению. В III Сивиллиной книге излагается версия, отличная
от общепринятой: титаны вовсе не были Первобогами, а представляли
десятое поколение, жившее после потопа (какого по счету потопа - не
говорится). Самое интересное, что Титан в Сивиллиной книге - имя
собственное: "И владычествовали тогда Крон, Титан и Япет, названные
превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана (Неба), по причине того,
что они были лучшими земными людьми.Вся земля была разделена между ними
на три части и каждый владычествовал в своей части бесспорно, ибо отец
наложил на них клятву, а дележ был справедливый. Но когда старому отцу
пришел конец и он умер, тогда клятва была нарушена постыдным образом, и
сыновья заспорили о царском достоинстве и владычестве над всеми людьми.
Воевали же (преимущественно) Крон и Титан".Далее подробно
рассказывается о перипетиях этой борьбы. Поражает обыденность и приземленность данной
версии: титаны и будущие Олимпийцы оказываются простыми людьми (Зевс,
кстати, прозывается Дисом и признается таким же смертным, как все люди,
Боги и полубоги). Любопытна интерпретация и самого образа Титана:
первоначально это брат-соперник Крона и Япета (в Сивиллиной книге -
вопреки Гесиоду и Аполлодору - они не называются титанами; зато
таковыми именуются 60 сыновей первородителя). Имеются веские основания предполагать, что Титан -
вообще не имя, а прозвище. Исходя из значения древнегреческого слова и
близких ему по смыслу слов, "титан" означает: "простирающий руку",
"стремящийся", "мыслитель", "властелин", "питатель" ("властелин"
уместно признать основным смыслом). Точно так же Прометей - сын Япета
(Ипета) - не имя собственное, а прозвище: "провидец", "промыслитель",
"прозорливец", "ведун" (от слов: "ведать, "проведать"), то есть из
одного ряда с русскими словами: "ведьма" (ж. род), "волхв" (м. род).
Крон также в известном смысле прозвище: имена Крон[ос] и Хронос
тождественны, а Хронос означает Время. Косвенно это подтверждает и один
из фундаментальных памятников мировой историографии - "История Армении"
(V в. н.э.). Ее автор - выдающийся сын армянского народа Мовсес
Хоренаци также опирался на III Сивиллину книгу, но другую ее редакцию,
где вместо Крона-Хроноса фигурирует его персидский эквивалент Зрван
(Зерван). В древнеиранской мифологии Зрван - Время, являющееся
первоначальной мировой субстанцией; отсюда - зерванизм (зрванизм) -
самобытная философская концепция, оказавшая непосредственное влияние на
зороастризм, маздеизм, иудаизм, гностицизм, каббалистику, а в
манихействе Зрван и вовсе является Верховным Богом. Вообще
же имя древнегреческого Первобога-титана Крона родственно таким русским
словам, как "крона" (дерева) или "корона" (от лат. corona - венок).
Поэтому изначальный смысл самого имени Крон можно реконструировать как:
"верховник", "венценосец". Одновременно в русском языке прижился и
вторичный смысл имени Крона - Хронос-Время. Имя Крона, олицетворяющее
им онтологическое и историософское значение времени, сохранилось и в
современном слове "хроника". Древнее русифицированное его звучание -
"кроника", где корневая основа "крон" наличествует в первозданном виде.
Термин "кроника" в различных ее вокализациях был достаточно широко
распространен в старинной книжной литературе, где выступал синонимом
слова "летопись", обозначая исторические своды - в особенности
иноязычные и переводные. Из общего корневого гнезда проистекают и
другие исконно русские слова: глагол "кроить" и существительное "край",
восходящее к тому же к авестийскому karаna - "край", "сторона" (см.:
Словарь М.Фасмера). Несмотря на олимпийский переворот, Крон продолжал
почитаться практически во всех странах древнего мира - от Египта до
территорий, заселенных славянами, ибо, по мнению древних -
свидетельствует Плутарх, - "все произошло от Крона и Афродиты", то есть
- от всепоглощающего времени и всепобеждающей любви. Древние считали
его еще и Богом холода и зимы - еще одно указание на полярную
прародину. Некоторые авторы прямо называют Крона гиперборейским
Божеством, владыкой Полюса и полярных стран. Неспроста ведь в отдельных
античных источниках современная акватория Ледовитого океана именовалась
Кронидским морем. Латинским эквивалентом Бога Крона был Сатурн. Именно под этим именем он упоминается как Божество
славян в книге арабского путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до
введения христианства на Руси, он посетил нынешние российские
территории, путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном из
славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в книге
"Золотые луга", стоял идол, представлявший Сатурна в образе старца с
палкою в руках, ею он разгребал могильные кости смертных; под правою
ногой были изображены разного рода муравьи, а под левою вороны и другие
подобные птицы. Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и
Смерти имело свое собственное имя - в прошлом веке его пытались
реконструировать известные европейские мифологи. Со ссылкой на чешские
хроники считали, что имя его Ситоврат, созвучное Сатурну и означающее
Солнцеворот (или, возможно также, Врата Солнца). Со ссылкой на
средневековые латинские словари считали,Крона, а также названию одной
из разновидностей сокола - "кречета". Подобной точки зрения
придерживался Якоб Гримм, проделавший скрупулезный лингвистический
анализ данного теонима. В конечном счете родственными имени Крът(Крон)
признаются слова с корнем "крес" - ("огонь") и "крад-крак", включая
название древнего польского города Краков. От себя добавим, не менее созвучен имени Крът и
топоним Крит - название средиземноморского острова, очага эгейской
цивилизации. Для имени Зевс - низвергателя Крона и других титанов -
тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это слово "зев", и
"зов", и сопряженные с ними единоосновные глаголы "зиять", "звать",
"зевать". Последний, по Далю, помимо общераспространенного смысла,
означал также: "кричать", "орать", "реветь". "Зев - рев" - вот,
вероятнее всего, та смысловая "вилка", которая нашла свое отражение в
имени Олимпийского Громовержца. А
какие сведения можно почерпнуть в древнерусских источниках? Крупнейший
русско-украинский историк Николай Иванович Костомаров (1817 - 1885) в
монографии "Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого
уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается на хронографы XVI
и XVII веков, где записана уже упоминавшаяся легенда о начале Русской
земли. Здесь рассказывается о потомках Яфета (Япета) Скифе и Зар-дане,
переселившихся на юг в Причерноморье; в свою очередь их потомки -
Словен и Рус вернулись в места прежнего проживания своих предков на
Севере. Имя Зар-дан в русских источниках нигде более не зафиксировано.
Оно может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с учетом
чередования согласных звуков и по аналогии с понятием Зрван, означающим
Время и прямиком выходящим на его греческий эквивалент Хронос-Крон[ос];
во-вторых, как собственно русское имя, состоящее из двух русских корней
"зар" (ср.: "заря") и "дан" (ср.: "данный") - в таком случае Зардан
сродни имени Богдан. Думается, однако, что различие между обоими
подходами условно, если обратиться к теории единого происхождения
языков мира; впрочем, общая основа наверняка отыщется уже в
общеиндоевропейских корнях. Сходным образом понятие и слово "титан" образуют
общее лексико-смысловое гнездо с исконно русскими словами: "тита"
(женская грудь - "титька"), "тетя", "тятя" ("тата - отец", откуда и
слово "отечество") - все они предполагают некоторую близкородственную
основу. По поводу Крона в русских летописях есть еще одно любопытное
свидетельство, почерпнутое из византийских хроник, излагавших эллинскую
мифологию. В русском Хронографе редакции 1512 года упоминается один из
прародителей человечества - исполин Крон, названный так "по имени
великой звезды" (то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает
Крона дедом великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник, славный
перьскый звездозаконник". Остается разобраться с этимологией имени Япет
(Иапет) - Яфет (последнее в древности писалось - Афет, в современных
изданиях - Иафет). С ним сопрягается имя Ипат - мистически-роковой
символ русской истории: с Ипатьевского монастыря началась история
династии Романовых, &
|